ООО

     "МЕХАНИКА+"

   Ульяновская область

г. Ульяновск

__________________________________________

                                                                                       © 2011 gross-ulianovsk. Все права защищены.
                                                                                        При копировании материалов сайта гиперссылка на www.gross-ulianovsk.narod.ru обязательна. Материалы сайта не являются публичной афертой.


Скачать прайс-лист:


КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩИЕ ПРАВИЛА  НАЛОЖЕНИЯ ЦВЕТОВ И СМЕШЕНИЯ КРАСОК.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЕШЕНИЯ  И НАЛОЖЕНИЯ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ И ФЛУОРЕСЦЕНТНЫХ КРАСОК.

Цвета подразделяют на  хроматические, т. е. цветные, и ахроматические (белые, черные и все серые).

Качественные характеристики хроматического цвета - цветовой тон, светлота, насыщенность.

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др.

Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.

Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического. Качественной характеристикой ахроматического цвета будет только его светлота. 

ВИДЫ СМЕШЕНИЯ КРАСОК

Колористы-художники, занимающиеся аэрографией и профессиональной покраской  по цвету краски  делят на "Спектральные", которые составляют солнечный цвет, и "Простые" (далее обойдемся без кавычек).

Простыми называют такие краски, которые невозможно составить из других красок, но из смеси простых красок можно составить все остальные.

Простых красок три: 

желтая - лимонно-желтого оттенка;

красная - розово-красного оттенка;

синяя - лазурь голубого оттенка.


В природе существует два типа смешения цветов: слагательное (аддитивное) смешение и вычитательное (субтрактивное) смешение.

Первое (слагательное) смешение заключается в суммировании тем или иным способом световых лучей.

Ниже описаны четыре вида аддитивного смешения:

  • пространственное  смешение — характеризуется одновременным совмещением в пространстве разноцветных световых потоков;

  • оптическое совмещение — восприятие человеком некоего суммарного цвета при том, что в реальности слагаемые цвета разделены;

  • временное смешение — наблюдается при быстром движении различных цветов («вертушка» Максвелла);

  • бинокулярное смешение — данный эффект создаётся в том случае, если надеты очки с линзами различных цветов.

Основными цветами аддитивного смешения являются синий, зелёный и красный.

Правила смешения цветов здесь довольно просты:

  • при смешении двух цветов, которые располагаются по хорде цветового круга (10-ти ступенчатого, включающего в себя красный цвет, оранжевый, жёлтый, жёлто-зелёный, зелёный, зелёно-голубой, голубой, синий, фиолетовый и пурпурный) получается цвет промежуточного цветового тона (как пример — при смешении красного и зелёного выходит жёлтый);

  • при смешении противоположных цветов из данного круга в итоге получается ахроматический цвет.

Сущность субтрактивного смешения заключается в том, что из светового потока вычитаются какие либо цвета (происходит это в случаях наложения полупрозрачных слоёв различных красок друг на друга, их смешения)

Естественно,  в данном случае имеют место свои правила смешения цветов, основное из которых гласит, что всякое ахроматическое тело (имеется ввиду фильтр или краска) пропускает или отражает лучи своего цвета и поглощает цвет, который является дополнительным к его собственному цвету.

Основные цвета при субтрактивном смешении — жёлтый, красный, синий.

В колористике же, из вышеописанных, используют только три вида смешения красок, дающих возможность получать необходимый цветовой тон или оттенок:

1) получение нужных цветов и оттенков может достигаться механически, при смешивании красок на палитре,

2) оптически, при нанесении тонкого слоя просвечивающей краски поверх высохшей, ранее нанесенной краски,

3) и так называемое пространственное смешение, являющееся одним из видов оптического смешения.

 Механическое смешение алкидных, масляных, автомобильных и нитра-красок красок всегда производят на обычной палитре.

Механическое смешение водоимульсионных красок производят на белой эмалированной палитре, на фаянсовой тарелке, на белой пластмассовой палитре, на стекле с подклеенной белой бумагой или просто на белой бумаге. Такое смешение дает возможность получать истинные цвета красок, разбеливаемых белым цветом фона палитры. 
Для механического смешения цветов закономерности оптического смешения цветов неприемлемы, так как результат, получаемый при механическом смешении цветов, часто совершенно другой, чем при оптическом смешении тех же цветов.

Примеры:

1) При оптическом смешении трех спектральных лучей - красного, синего и желтого - получается белый цвет, а при механическом смешении красок тех же цветов получается серый цвет;

2) При оптическом смешении красного, и синего световых лучей получается желтый цвет, а при механическом смешении двух красок этих же цветов получается тускло-коричневый цвет.

Для достижения - требуемого эффекта при оптическом смешении красок применяются краски просвечивающие, так называемые лессировочные.

В палитре Люминесцентных красок к ним относятся прозрачные днем: салатовая (желто-зеленая), голубая (или бирюзовая - сине-зеленая), фиолетовая, желтая, белоснежная, красная (при дневном свете имеет чуть-розоватый цвет).
В палитре Флуоресцентных красок, подавляющее большинство относится к лессирующим, обладающим способностью при нанесении на бумагу или на ранее нанесенную краску - просвечивать, разбеливаясь на бумаге или изменяя тон.

Наиболее типичным видом пространственного смешения красок является "пуантельная" живопись, где точечки или мелкие мазки, расположенные близко друг к другу, создают эффект оптической смеси красок. Следует отметить, что на этом принципе смешения цветов построена техника мозаики, набор которой состоит из кусочков цветного стекла - смальты.

Для оптического смешения цветов характерны следующие закономерности:

К любому, оптически смешиваемому хроматическому цвету можно подобрать другой, так называемый дополняющий хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым (в определённой пропорции) дает ахроматический цвет- серый или белый.

Взаимно дополняющие цвета в спектре - это красный и зелено-голубой, оранжевый и голубой, желтый и синий, желто-зеленый и фиолетовый, зеленый и пурпурный.

В цветовом круге взаимно дополняющие цвета находятся на противоположных концах его диаметра.
Оптическое смешение двух недополняющих хроматических цветов дает новый цветовой тон, который в цветовом круге находится всегда между смешиваемыми, недополняющими хроматическими цветами.

Как правило, насыщенность цвета полученного в результате оптического смешения двух недополняющих цветов, будет всегда меньше, чем у смешиваемых цветов. Чем дальше друг от друга находятся в цветовом круге смешиваемые недополняющие цвета или чем ближе смешиваемые цвета подходят к взаимно дополняющим, тем менее насыщенным получается цвет смеси.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ ПО СМЕШЕНИЮ ЦВЕТОВ.

ПРИНЦИП ПИГМЕНТАРНОГО СМЕШИВАНИЯ.

Для того чтобы проникнуть в богатство цветового мира, хорошо бы проделать несколько систематических уп­ражнений по смешиванию цветов между собой. Исходя из чувствительности к цвету и из технических возможностей, для отдельных упражнений можно вы­брать большее или меньшее число цветов, подлежащих смешению. Каждый цвет может быть смешан с чёрном, белым или серым цветом или с любым другим цветом хроматического ряда. Громадное число новых цветовых образований, возникающих при смешении, образует необозримое богатство цветового мира.

Полосы. На двух концах узкой полосы мы помещаем любые два цвета и постепенно начинаем их смешивать. В зависи­мости от двух исходных цветов мы получаем соответст­вующие смешанные тона, которые в свою очередь могут быть осветлены или затемнены.

Треугольники. Каждую сторону равностороннего треугольника мы де­лим на три равные части и соединяем полученные точки линиями, параллельными сторонам треугольника.

Та­ким образом, получается девять маленьких треугольни­ков, в угловые из которых мы помещаем жёлтый, крас­ный и синий цвет, и последовательно смешиваем крас­ный с жёлтым, жёлтый с синим и красный с синим, по­мещая эти смеси в треугольники, расположенные меж­ду угловыми. В каждый из оставшихся треугольников мы помещаем смесь соприкасающихся с ним трёх цве­тов. Подобные упражнения можно провести и с други­ми цветами.

Квадраты. В четырех углах схемы, состоящей из 25 квадратов, по­местим белый, чёрный и основную пару дополнитель­ных цветов — красный и зелёный, затем приступим к смешиванию цветов. Сначала пойдём от исходных уг­лов, затем приступим к смешиванию тонов по диагона­ли, и наконец, получим отсутствующие здесь другие хроматические тона. Вместо чёрного, белого, красного и зелёного можно использовать и две другие пары до­полнительных (комплиментарных) цветов.

Цветовые тона взятых нами треугольника и квадрата об­разуют замкнутую единую систему тонов, которые явля­ются между собой родственными.

Каждый, желающий более подробно изучить возмож­ности смешивания цветов, должен попытаться смешать каждый цвет с любым другим. Для этого следует разде­лить большой квадрат на 13 х 13 маленьких квадратов.

При этом первый квадрат в верхнем ряду слева необхо­димо оставить белым.

В квадраты верхнего горизон­тального ряда следует поместить двенадцать цветов цветового круга, начиная с жёлтого, через жёлто-оран­жевый до жёлто-зелёного.

В квадратах первого верти­кального ряда нужно последовательно дать фиолетовый цвет и через сине-фиолетовый и синий придти к крас­но-фиолетовому цвету.

Квадраты второго горизонталь­ного ряда получаются благодаря смешиванию каждого цвета первого горизонтального ряда с фиолетовым цве­том.

Квадраты третьего горизонтального ряда заполня­ются смесью цветов первого горизонтального ряда с сине-фиолетовым.

Когда каждый цвет первого вертикаль­ного ряда будет смешан с цветами первого горизон­тального ряда, то в общей схеме слева направо будет ясно видна диагональ серых тонов, ибо именно здесь происходит соединение дополнительных тонов.

После того, как Вы выполните известное число упражнений по смешиванию цветов,  можете перейти к более точному репродуцированию заданных Вам тонов. Образцы тональных решений могут быть взяты из природы, произведений искусства или из любых других художественно осмысленных вещей.

Ценность подобных упражнений заключается в том, что здесь можно проверить своё восприятие цветаСовер­шенно ясно, что как в тончайших технических процессах измерения и расчёты часто в конце концов оказываются недостаточными и нужный результат может быть полу­чен только благодаря тонкому чутью особо одаренного рабочего, так и в художественном отношении смеси цветов и цветовые композиции могут быть безупречно выполненными только благодаря высокой чувствитель­ности художника к цвету.

Вообще говоря, восприятие цвета соответствует субъек­тивному вкусу. Люди, особо чувствительные к синему цвету, будут различать множество его оттенков, в то вре­мя как оттенки красного, возможно, будут им малодо­ступны.  По этой причине очень важно приобрести опыт работы с цветами всего хроматического ряда, в связи с чем и «чужие» для кого-то группы цветов смогут быть оценены в соответствии с их достоинствами.

НЕКОТОРЫЕ РЕЦЕПТЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ

Требующийся цвет

Инструкция по смешиванию

Розовый 

Белый + немного красного 

Каштановый

Красный + чёрный или коричневый

Королевский красный

Красный + голубой 

оранжево-красный 

Красный + жёлтый

Оранжевый

Жёлтый + красный 

Золотой 

Жёлтый + капля красного

Жёлтый 

Жёлтый + белый для осветления, красный или коричневый для получения тёмного оттенка 

Бледно-зелёный

Жёлтый + синий 

Травянисто-зелёный

Жёлтый + синий и зелёный 

Оливковый

Зеленый + желтый 

Салатовый

Зеленый + желтый 

Бирюзово-зеленый

Зеленый +синий 

Бутылочно-зеленый

Желтый + синий 

Хвойный

Зеленый + желтый и черный 

Бирюзово-синий

Синий + немного зелёного 

Бело-синий

Белый + синий 

Веджвуд-синий 

Белый + синий и каплю чёрного 

Королевский синий

Синий + чёрный и каплю зелёного 

Тёмно-синий

Синий + чёрный и каплю зелёного 

Серый

Белый +  немного чёрного 

Перламутрово-серый

Белый + чёрный, немного синего 

Средний коричневый 

Жёлтый + красный и синий, белый для осветления, чёрный для тёмного. 

Красно-коричневый

Красный & жёлтый + синий и белый для осветления 

Золотисто-коричневый

Жёлтый + красный, синий, белый. Больше жёлтого для контрастности 

Горчичный

Жёлтый + красный, чёрный и немного зелёного 

Бежевый

Взять коричневый и постепенно добавлять белый до получения бежевого цвета. Добавлять жёлтый для яркости. 

Не совсем белый

Белый + коричневый или чёрный 

Розово-серый

Белый + капля красного или чёрного 

Серо-голубой

Белый + светло-серый плюс капля синего 

Зелёно-серый

Белый + светло-серый плюс капля зелёного

Серый уголь

Белый + чёрный 

Лимонно-жёлтый

Жёлтый + белый, немного зелёного 

Светло-коричневый 

Жёлтый + белый, чёрный, коричневый 

Цвет зелёного папоротника

Белый + зелёный, чёрный и белый 

Цвет лесной зелени

Зелёный + чёрный 

Изумрудно-зелёный

Жёлтый + зелёный и белый 

Салатовый

Жёлтый + белый и зелёный 

Цвет морской волны

Белый + зелёный и чёрный 

Авокадо

Желтый + коричневый и чёрный 

Королевский пурпурный

Красный + синий и жёлтый 

Тёмно-пурпурный

Красный + синий и чёрный 

Томатно-красный

Красный + жёлтый и коричневый 

Мандарин, оранжевый

Жёлтый + красный и коричневый 

Рыжевато-каштановый

Красный + коричневый и чёрный 

Оранжевый

Белый + оранжевый и коричневый 

Цвет красного бургундского

Красный + коричневый, чёрный и жёлтый 

Малиновый

Синий + красный

Сливовый

Красный + белый, синий и чёрный 

Каштановый

Жёлтый + красный, чёрный и белый 

Цвет мёда

Белый, жёлтый и тёмно-коричневый 

Тёмно-коричневый

Жёлтый + красный, чёрный и белый 

Медно-серый 

Чёрный + белый и красный  

Цвет яичной скорлупы 

Белый + жёлтый, немного коричневого 

.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПТИЧЕСКОГО СМЕШЕНИЯ В ОПТОЭЛЕКТРОНИКЕ, ПОЛИГРАФИИ И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИИ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ. 

Кроме изложенных выше принципов пигментарного смешивания, существует также и метод оптического цветового смешения. Он основан на том, что смешивае­мые чистые цвета маленькими мазочками или точками располагаются рядом друг с другом.

Когда покрытая та­ким образом поверхность начинает рассматриваться на определённом расстоянии, то все эти цветовые точки смешиваются в глазах в единое цветовое ощущение.

Преимущество подобного рода смешивания заключает­ся в том, что действующие на наши глаза цвета являют­ся более чистыми и сильнее вибрируют.

Разделение цветовой поверхности на элементарные точки-растры применяется в полиграфии и, в частнос­ти, в полноцветной офсетной печати, где все эти точки объединяются в глазах воспринимающих в сплошные цветовые поверхности. 

Обман зрения?

Почему же сразу «обман»? Как вы теперь уже знаете, свет — это электромагнитное излучение, воспринимаемое рецепторами сетчатки глаза. В свою очередь рецепторы способны посылать нервные импульсы в мозг и формировать там ощущение какого-либо цвета.

Как выяснилось, рецепторы бывают трех видов, и каждый из них реагирует только на «свои», определенные д… Продолжение »

© GROSS-ULIANOVSK